Монограммы, тугры, автографы и другие способы оставить в истории свою подпись

Подпись – это не просто несколько линий, петель, штрихов и завитушек, которые нужны для украшения и дополнения официальных документов. Дело не только в том, что, скажем, для графолога подпись становится отражением психологического портрета человека. Каждый человек при создании своего собственного рукописного знака на бумаге осознанно или подсознательно может пользоваться тем, что придумали задолго до него – элементами, многие из которых ведут свою историю с незапамятных времен и не собираются уходить в прошлое даже в современном полном электронных гаджетов мире.

Подписи, монограммы, вензеля и лигатуры

Как и автограф знаменитости, подпись – своего рода творческий акт. Это и отдельные буквы и значки, и их совокупность – изображение целиком, словно небольшое графическое произведение. В прошлом, когда подписи ставили куда реже, чем сейчас, они действительно иногда напоминали произведения искусства – такие, которые могли заключать мир или начинать войну, украшать собой шедевры и становиться предметов долгих исследований ученых.

Подпись Елизаветы I

Подпись Елизаветы I


Был, например, монокондил – разновидность вязи, древнего кириллического письма, при котором буквы связываются вместе в причудливый орнамент. Монокондил – это их замысловатое переплетение, в котором иногда лишь при пристальном изучении можно увидеть отдельные слова. Таким способом, например, изображали титулатуру Петра Великого на документах.
Знак, который образуется при соединении букв – лигатура, когда-то давно она была придумана для того, чтобы сэкономить место и увеличить скорость письма. Лигатуры окончательно утвердились, когда началось книгопечатание – Иоганн Гуттенберг использовал такие знаки, набирая шрифт для своей Библии.

Греческая лигатура - сочетание букв мю и омега

Греческая лигатура – сочетание букв мю и омега


Особенное положение среди подписей занимают монограммы. Чаще всего монограмма состоит из первых букв имени и фамилии, инициалов. Но вообще это может быть сочетание любых букв, которые написаны вязью, переплетены, вместе представляя собой цельное и уникальное изображение. Супружеские монограммы – соединенные в единый рисунок инициалы мужа и жены – первые буквы их имен и общей фамилии.

Бриллиантовая заколка с монограммой Екатерины II

Бриллиантовая заколка с монограммой Екатерины II


В монограммах, помимо эстетического, был и практический смысл: таким личным знаком помечали разные вещи – от канцелярских принадлежностей до одежды.
Красивая, образующая интересный узор монограмма представляет собой вензель – его нередко можно было увидеть на фамильном дорогом фарфоре и столовых приборах. Впрочем, это и теперь входит в моду.

Вензель Николая I на фарфоровой тарелке

Вензель Николая I на фарфоровой тарелке


Что написано пером…

Подпись правителя государства – нечто серьезное, не просто монограмма, украшающая фамильное серебро. Примечательно, что средневековые короли частенько не знали грамоты и изобразить на бумаге настоящую подпись не могли. Тогда использовали так называемый завершающий штрих.
Монограмма правителя на средневековом документе государственной важности почти полностью изображалась писцом. От правителя требовалось лишь поставить какой-либо знак внутри – небольшую деталь, которая придавала документу законную силу.

Подпись Карла Великого - маленький v-образный значок внутри ромба. Остальное - работа писца

Подпись Карла Великого – маленький v-образный значок внутри ромба. Остальное – работа писца


Поначалу завершающий штрих использовался как подпись королей династии Меровингов, они правили на территориях, где сейчас находятся Франция и Бельгия, с V по VIII век.
Некогда османский султан Орхан I прикладывал к документам свою ладонь, которую перед этим погружал в чернила. Потом уже на востоке появилась традиция написания тугры – персонального знака правителя, несколько напоминавшего по очертаниям ладонь. Имя правителя и его титул изображали в виде арабской вязи – каллиграфически, переплетая слова и знаки.

Тугра

Тугра


Наибольшее распространение тугра получила в Османской империи. Значение ее было очень велико. За подделку этого именного знака преступник приговаривался к смертной казни. Тугры использовали и другие мусульманские государства, в том числе Монгольская империя. Любопытно, что и правители Московской Руси при переписке с восточными государствами изображали на документах тугру – как предполагают некоторые историки, в знак уважения к традициям адресатов. Эта практика сохранилась вплоть до Петра I.

Подписи художников и автографы

Если античные мастера с гордостью изображали свое имя на произведениях искусства, то в эпоху Средневековья выставлять себя создателем скульптуры или картины считалось предосудительным. Да и не было в этом большого смысла, поскольку мастер, родившийся и творивший в каком-либо городе, проводил в нем, как правило, всю свою жизнь, был известен и без указания своего имени на созданных им произведениях искусства. К тому же, заказчиком в те времена выступала церковь, а она такое «самолюбование» не приветствовала.

Подпись скульптора Жильбера - XII век, Франция

Подпись скульптора Жильбера – XII век, Франция


Лишь когда тысячелетие темных веков подходило к концу, когда искусство становилось все более светским, а художники благодаря усовершенствованной сети дорог начали путешествовать по городам и весям, вспомнили о подписях, которыми были украшены работы античных мастеров. Сначала в Италии – там прошлое было повсюду и подражать ему было проще всего. Отметка на произведении помогала потенциальным заказчикам найти художника, работая как реклама.

Такой была подпись художника Вермеера

Такой была подпись художника Вермеера


Художники не сразу стали ставить на картинах свои монограммы – поначалу подпись зашифровывали, прятали. Так, на холстах Доссо Досси появлялась кость – именно так переводится с итальянского имя мастера. Впоследствии появились уже сами буквенные знаки, часто монограммы которые художник оставлял поверх законченной картины – они, эти знаки, существенно помогли последующим поколениям ценителей, идентифицировать старинные холсты.

Так выглядит подпись Джона Толкиена

Так выглядит подпись Джона Толкиена


Особую категорию подписей представляют автографы – те, что написаны людьми известными. Еще в XVIII веке возникло это увлечение – коллекционирование автографов. Не прекратилось оно и сегодня. Аукционные дома постоянно проводят торги на документы, содержащие подписи знаменитых людей прошлого – по понятным причинам автографы тех, кого уже нет на свете, ценятся значительно выше ныне живущих музыкантов, актеров, спортсменов и политиков. Впрочем, и они пополняют коллекции охотников за автографами – часто подпись звезды на клочке бумаги автоматически поднимает стоимость этого клочка на несколько десятков, а то и сотен долларов.

Монограмма художника Альбрехта Дюрера, XVI век

Монограмма художника Альбрехта Дюрера, XVI век


Станет ли автограф впоследствии бесполезным и не имеющим стоимости или приобретет дополнительную ценность? Во всяком случае, за письма с подписями некоторых исторических личностей ведутся весьма серьезные аукционные споры. Цена автографа Петра I составляет около десяти тысяч долларов, примерно в ту же цену обходится право владеть письмом Исаака Ньютона. За документ же, написанный рукой Леонардо да Винчи, была уплачена колоссальная сумма в тридцать миллионов долларов.

А вот как художники прошлого зашифровывали свою подпись на картине.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии