Основные черты и особенности постмодернизма.

Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества.

Постмодернизм, то есть после модерна — культурное течение, проявившееся, прежде всего, в развитых западных странах, а затем в той или иной мере распространившееся и в некоторых других регионах. Постмодернизм, в сущности, означает многомерное теоретическое отражение духовного поворота в самосознании западной цивилизации, особенно в сфере искусства и философии, и лишь потом обнаружившее себя в различных сферах человеческой деятельности.

Постмодернизм появился не вдруг, из ничего, как бы по мановению волшебной палочки. Уже в ряде явлений искусства конца 50-х и особенно 60-х годов XX века наметился отход от отдельных положений модернистской эстети­ки. Контркультура леворадикального и особенно моло­дежного движения второй половины 1960-х годов постави­ла под сомнение идейно-художественные ценности модер­низма.

В 1960-1970-е гг. в западноевропейской культуре произошел новый поворот, в результате которого сформировалось новое направление — постмодернизм. Термин «постмодерн» одним из первых употребил немецкий поэт и философ Р. Паннвитц, который этим понятием обозначил кризисные явления в европейской культуре начала XX в. Современное значение ему придал в 1971 г. американский исследователь Ихаб Хасан (Хассан). В широкий оборот термин «постмодернизм» вошел в 1979 г., когда вышла книга французского философа Ж.Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние», в котором автор большое внимание уделяет новой духовной ситуации Запада, ментальности.

Английский историк и культуролог А. Тойнби один из первых обозначил постмодернизм с другой стороны, не как новое течение в архитектуре, литературе или искусстве, а обозначил им новый этап в европейской культуре в общем, наступивший после Нового времени, новый этап в развитии всего общества. Постмодерном было обозначено состояние общества. Свое начало по Тойнби постмодернизм берет  чуть ли не с 1887 года, в связи с чем вполне справедливо можно возразить –  тогда постмодерна не было и в помине. Но, учитывая то, что рубеж XIX-XX веков стал, действительно, переломным, именно в это время намечается переход от нового времени к новейшему. Сами же термины – «новое время» и «новейшее время», вполне можно сопоставить с понятиями «модерн» и «постмодерн» (а также, используемыми чаще социологами определениями «индустриальное общество»-«постиндустриальное общество»), что и артикулировал Тойнби.

Философия постмодерна прояснила те базовые понятия и те установки и ори­ентации, которые стали основополагающими в интеллек­туальной деятельности, характерными для стиля мыш­ления эпохи. Многие черты, присущие постмодернистскому искусству и выражающие общую культурную пара­дигму современности рассмотрены в классификации предложенной американским литературоведом Ихабом Хассаном:

1. Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков.

2. Фрагментарность и принцип монтажа.

3. “Деканонизация”, борьба с традиционными ценностными центрами: сакральное в культуре, человек, этнос, логос, авторский приоритет.

4. “Все происходит на поверхности” – без психологических и символических глубин, “мы остаемся с игрой языка, без Эго”.

5. Молчание, отказ от мимесиса и от изобразительного начала.

6. Ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую вселенную.

7. Смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм.

8. Театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории.

9. Имманентность – срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними.

Несмотря на эклектизм и схематичность данного перечня, он как-то передает напряженный, противоречивый дух культуры постмодернизма, ее апокалиптические настроения, пафос веселого разрушения, эпатажный характер, ироничность.

Впрочем, понятие постмодернизма в последнее время толкуется столь широко, что границы его стали крайне расплывчаты.

 Одна из основных постмодернистс­ких идей — демократизация культуры, снижение вер­ховных ценностей, отказ от высших идеалов, которые в свое время были привлекательными для творцов модер­нистского искусства. Постмодернизм выдвигает в каче­стве главного творческого принципа принципиальный плюрализм стилей и художественных программ, миро­воззренческих моделей и языков культуры.

Все элементы культурного пространства, с этой точки зрения, равнозначны. Поэтому любое деление на «высокое» в «низкое», «элитарное» и «мас­совое» идеологи постмодернизма рассматривают как изначально абсурдное.

Необходимо отметить, что сегодня термин «постмодернизм» или «постмодерн» продолжают в основном применять по отношению к культуре и искусству. В виду того, что постмодернизм знаменует заключительный этап развития западного общества за последние два-три столетия, именуемые современностью, и наступление нового этапа, собственно – постмодернизма, то для характеристики результатов развития общества в целом, для определения его нынешнего состояния используется термин «постсовременность», представляющая собой особое состояние духа.

Таким образом, постмодернизм возникнув как рефлексия на новые явления в сфере искусства постепенно превратился в специфическую философию культурного сознания современности, ознаменовавший качественные изменения  не только в искусстве, а во всех сферах общества, в его сознании, тем самым породив возможность перехода к новому этапу развития общества – постсовременности.  При этом, необходимо обратить внимание на то, что, переход в истории – это длительный, неравномерный процесс, начинающийся с мелких потенций, неярких проявлений. Трансформация общества и культуры не происходит за один день. И если предпосылки этого процесса А. Тойнби обнаруживает в конце XIX века, то и сейчас, в начале XXI века, нельзя утверждать, что переход к новому обществу во всех уголках земного шара завершился. Очевидно, еще многие этносы находятся в состоянии индустриального общества (то есть, «модерна»). Такая ситуация сопоставима с почти двухсотлетней эпохой Возрождения, которая исторически представляла собой переход от средневекового феодального мира к капитализму нового времени.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии