Сословные преобразования в Российском государстве XVII века.

В XVII в. продолжалось складывание сословной организации российского общества, которое нашло отражение в Соборном уложении 1649 г. Население России делилось на несколько групп. В основе этого деления лежало формальное различие этих групп в их обязанностях перед государством.

Первую группу составляли служилые люди, которые несли службу государству, за что получали земельные и денежные оклады. Служилые люди делились на служилых «по отечеству» и служилых «по прибору». К служилым людям «по отечеству» (т. е. по происхождению) относились думные чины, заседавшие в Боярской думе. К ним относились бояре, окольничие, думные дворяне, а также думные дьяки. Далее шли «чины московские» – стольники, стряпчие, дворяне московские, «жильцы» (т. е. постоянно живущие при государе в Москве). Затем шли «чины городовые» – местное провинциальное дворянство, состоявшее из дворян и «детей боярских». Из этой массы служилых людей «по отечеству» набиралась дворянская конница.

По своему материальному положению и социальному статусу провинциальные дворяне и «дети боярские» отличались от столичного дворянства. В среде служилых людей «по отечеству» в XVII в. начинается процесс консолидации и стремления к сословной замкнутости. В XVII столетии укрепление в целом феодального сословия основывалось на росте земельной собственности. В период Смутного времени старая знать была оттеснена новой, такой же по своей социальной природе, но часто превосходившей старую знать по размерам землевладения.

В XVII в. начали стираться грани между вотчинным и поместным землевладением. Утрачивалась связь между службой и земельным вознаграждением за нее. Поместья часто оставались за родом, даже если служба прекращалась. Многие дворяне в XVII столетии оставались малоземельными или вовсе безземельными. Дворянство продолжало добиваться от государства новых земель с крестьянами, повышения своего социального статуса, сыска и возвращения беглых крестьян. И государство стремилось идти ему навстречу. Оно взяло на себя розыск беглых крестьян. В уездах действовали сыщики и воинские команды, разыскивавшие и возвращавшие беглых. Был увеличен до 20 рублей штраф за укрывательство беглого человека. Указом 1675 г. в дворяне было запрещено записываться черносошным крестьянам.

Принцип происхождения и знатности рода в XVII в. переставал иметь определяющее значение при продвижении по служебной лестнице. Все большее значение в реальной жизни имела служба в государственном аппарате и продвижение по этой службе, что вело к утрате интереса к местничеству у всех служилых людей «по отечеству». Отмена в 1682 г. местничества способствовала продвижению к власти новых фамилий, соперничавших с ослабевшими и оскудевшими знатными родами. Отмена местничества еще больше стирала грани между родовой знатью и служилыми дворянами, углубляла процесс консолидации правящего сословия.

Служилые люди «по прибору»: стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные мастера воротники, затинщики и др. – набирались из числа свободных людей и за свою службу получали небольшое денежное жалованье или земельные «дачи», с которых должны были кормиться. Государство, испытывавшее постоянную нужду в деньгах, не могло регулярно платить жалованье «приборным» людям, поэтому им было разрешено заниматься торгово-ремесленной деятельностью. «Приборные» служилые люди жили своим трудом и по своим интересам и экономическому положению сближались с посадскими людьми. Они не платили государева тягла. Но в Москве по Соборному уложению 1649 г. служилые люди «по прибору», кроме стрельцов, должны были платить подати со своих торгов и промыслов, но других повинностей посадских людей они не несли.

Другую значительную группу населения России в XVII в. составляли тяглые люди, которые выполняли комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства. К ним относились крестьяне и посадские люди.

Ушли в прошлое такие категории крестьян, как старожильцы, серебреники, новоприходцы и др. Крестьянство, как и правящее сословие, консолидировалось как единое тяглое сословие. Оно делилось на частновладельческих (живших в вотчинах и поместьях), монастырских, дворцовых, черносошных (государственных). Соборное уложение 1649 г. отменило сроки сыска беглых крестьян («урочные годы») и ввело бессрочный сыск беглых. Тем самым юридически было оформлено крепостное право. Оно распространялось на все тяглое население страны (крестьян и посадских людей). Крестьяне закреплялись на землях своих феодалов, посадские люди – за теми городами, где они проживали. Имущество крепостного крестьянина было признано собственностью помещика. По Соборному уложению он мог продать крестьянина без земли. Указ 1675 г. такую продажу окончательно узаконил. Крестьянское состояние передавалось по наследству. Государство старалось как можно меньше вмешиваться во взаимоотношения землевладельцев и крестьян. Его лишь интересовал факт уплаты крестьянами налогов и выполнение ими государственных повинностей.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии